Житие

Житие иже во святых отца нашего Василия, епископа Рязанского, чудотворца.

Святитель Василий, епископ Рязанский, чудотворец, жил в XIII веке. В церковных песнопениях свт. Василий именуется «прежде рождения… на служение спасению людей свыше предизбранный», «от пелен младенческих Господу Богу посвященный», «от юности… всем сердцем Господа возлюбивый».

Духовное его рождение началось с самого младенчества, во святом крещении. Просвещенный Духом Святым, свт. Василий с юношеского возраста умертвил телесные чувства свои воздержанием, побеждая страхом Божиим в себе все греховное и насаждая в душе и сердце своем все святое.

Первые подвиги своего благочестия он начал в Муроме. Там он принял монашеский постриг, и, когда Промыслу Божию угодно было поставить его святителем пастве Муромо-Рязанской, свт. Василий уже сиял высокими подвигами воздержания, кротости и смирения. Об избрании свт. Василия в сан епископа находится сказание в житии Муромских чудотворцев – благоверного князя Константина и чад его, помещенном в Прологе под 21 мая. В нем говорится так: «Спустя много лет, по преставлении благоверного князя Константина и чад его и по запустении града Мурома от неверных людей, и спустя много лет после благоверного князя Петра и княгини Февронии, прибыл из Киева в Муром благоверный князь Георгий Ярославович и поставил себе двор в Муроме; то же учинили бояре его и все купцы Муромские. Сей князь обновил первоначальную тамошнюю церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы и второй храм св. страстотерпцев Бориса и Глеба и поставил у церкви их попрежнему епископа именем Василия, мужа праведна и благочестива».

В списке Рязанских епископов свт. Василий следует за Иосифом, упоминаемым в 1284 г. Иосиф же занимает третье место в Рязанской иерархии, следовательно, свт. Василий был четвертый Рязанский епископ. С 1284 года нигде в летописях нет упоминаний о Иосифе, епископе Рязанском, и надо полагать, что архипастырское служение свт. Василия началось в 1284 – 1285 годах.

Достоверно известно, что Иосиф, епископ Рязанский, предшественник свт. Василия, посвящен в сан митрополитом Максимом, а митрополит Максим управлял Церковью Русской с 1283 по 1305 гг., поэтому нет сомнения, что и свт. Василия посвятил епископом в Муром тот же митрополит Максим, когда ходил он «по всей земле Рустей учате и наказуети, управляте». Ибо лучшим средством к управлению Церковью почитали первосвятители русские поставление в удельных княжествах епископов.

Сопоставляя все известные предания о святителе Василии, первом епископе Переяславля-Рязанского, можно основательно предположить, что родом он был из Муромо-Рязанских земель, так как Рязанское церковное и народное предания знают его избранником Божиим от рождения, младенчества и угодником Божиим от юности до поставления в сан епископа. Свидетельство этому не только особая любовь и благоговейное почитание свт. Василия в наших землях, но и любвеобильное покровительство святителя пастве Рязанской и Муромской и уделам своей Богохранимой епархии, предстателем и заступником которой он является во все времена.

Воспринявши на себя высокий сан архиерейства, в возрождающемся Муроме свт. Василий со всею ревностью истинного архипастыря церкви Христовой, при всемерной поддержке благоверного князя Георгия, начал трудиться в устроении своей паствы: рассеянных монголо-татарским нашествием собирал во едино стадо, изнемогающих укреплял верою, сокрушенных утешал твердою надеждою на Милость Божию, заблудших возвращал на путь правый, страждущих исцелял от немощей душевных и телесных. В таких высоких подвигах добродетели свт. Василий показал себя пастырем добрым, мудрым и неусыпным, милостивым и любвеобильным, незлобивым и смиренным, непоколебимым столпом чистоты и целомудрия. Святитель Василий, пережив со своей Богоданной Рязанской паствой самые трудные годы варварского разорения, не только сохранил епископскую кафедру, но и веру Православную в своих пасомых, являясь для них образцом праведности и благочестия в тяжелых условиях ига нечестивых и упадка духовных, моральных и физических сил народа. «Ангелу Божию подобен был еси», – поется в акафисте святителю Василию.

Но враг рода человеческого восстал на святителя Василия, и, как исконный ненавистник добра, покусился помрачить своими обольщениями славу его добродетелей. В сказании о святителе Василии, которое находится в житии Муромских чудотворцев, свв. блгвв. князей Константина, Михаила и Феодора, говорится так: «Искони ненавидяй добра, иже древний губитель душам христианским, нача на святаго епископа споны творити, яко да прилична его блудному делу сотворить, и вообразуя себе диавол в девицу и объявля всенародно града Мурома из храмины в оконце святительское, яко держит у себя на ложе девицу. Иногда же из храмины проход творяше от епископа».

Однажды бояре и народ собрались к свт. Василию в вечернюю пору и видят «девицу», бегущую вверх по ступеням к святителю, а в руках у нее сапоги. Так устроил враг рода человеческого. Народ, увидевши это, возопил: «О, епископе, недостойно тебе имети девицу в храмине своей, на ложе». Не сумел духовно малоопытный и маловерный народ распознать козни вражии и, обманутый, усомнился в святости своего Владыки. Напрасно свт. Василий уверял народ: «…неповинен я делу сему блудному, еже вы речете ми». Народ разъярился и слушать не хотел его слова. Паства не имеет права сама судить своего архиерея, ибо это есть право Собора святителей. Однако ослепленный вражиими кознями муромский люд с боярами, в самозабвении приступил к самосуду над угодником Божиим. Ослепленный вражьей злобой народ не убоялся восстать на своего святителя, не устыдился честных седин епископа и положил изгнать его из Мурома. Нашлись и такие, которые в неистовстве своем кричали: «За сие дело убием его!"

Тогда свт. Василий попросил их: «Отцы и братия, дайте мне немного времени, до третьего часа дне». Кротость архипастыря и слова, прозвучавшие из глубины невинного сердца, поразили народ, и он, согласившись, разошелся по домам. Оклеветанный праведник всю ночь со слезами молился в соборном храме святых Бориса и Глеба, совершил всенощное бдение, а утром – Божественную литургию. Затем, отпел молебен пред чтимою иконою Пресвятой Богородицы именуемой «Муромская», принесенной из Киева св. благоверным князем Константином. Господь услышал моления Своего угодника и вразумил свт. Василия поступить по слову Его: «А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших… Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Мф. 10,14-23). Затем, взяв на руки чудотворную Муромскую икону Божией Матери, предавши себя Воле Божией, и с надеждою на заступление Царицы Небесной, пошел к реке Оке, чтобы навсегда оставить Муром. Народ хотел было дать ему лодку к плаванию, но святитель Василий, «стоя со образом Богородичным на брезе, снем с себе мантию и простре ю на воду и поступи на ню, нося образ Пресвятыя Богородицы, и абие несен бысть духом бурным и со образом Богородичным противу быстряны речныя, отнюду же река течет». Мантия сделалась для него легким кораблем, а Промысел Божий и заступление Богородицы – кормилом. Увидев такое чудо, муромцы прозрели от дьявольского ослепления и возопили со слезами: «О, святый Владыко Василие, прости нас, грешных рабов своих!» Но святитель Василий был взят от глаз муромцев «в мгновение ока». Так оправдал Бог оклеветанного праведника перед муромским народом, обманутым врагом. Так посрамил Он козни диавола, ищущего погибели христианам.

Свт. Василий оставил Муром после обедни в девятом часу утра, а в третьем часу того же дня, к вечерне, был принесен в Рязань (Старую) расстоянием более двухсот километров от Мурома. Господь чудесным образом известил жителей Рязани о приближении к их городу свт. Василия. Сказание повествует, что рязанцы, перед самым прибытием святителя, собрались в храм к вечернему богослужению, но диакон, вышедший начинать службу, при всех усилиях не мог произнести обычного начала: «Благослови Владыко». Народ смотрел на это с изумлением. Наконец диакон, как бы разрешенный от уз, связавших его уста, провозгласил: «Не могу начинать, Владыко идет, Владыку встречайте!» И весь собор духовенства со святым крестом, а также великий князь Феодор Романович с боярами и народом поспешили выйти на берег Оки, навстречу Богоявленному святителю. Видя его плывущим на мантии, с пречистым образом Богородицы, от умиления простерли руки свои к нему и взывали: «О, Богоявленне нам святителю, прииди и ниспосли нам благодать спасительную, юже от Бога приял еси». С несказанной радостью принял свт. Василия великий князь и весь народ рязанский. Затем святитель, в сопровождении великого князя, духовенства и народа, вошел в соборный храм и возглавил богослужение. С этого времени епископская кафедра навсегда упразднилась в Муроме. И хотя впоследствии Муром получает благословение от епископов Рязанских, но жить туда они уже не возвращаются. Постоянным местоприбыванием их становится сначала Рязань (Старая), а затем ПереяславльРязанский, где навсегда утвердилась кафедра епископов Рязанских и в титуле своем они стали именоваться сначала Рязанскими, потом Муромскими. Но в память того, что св. Глеб был первым князем в Муроме и положил там начало христианской вере, Рязанская и Муромская епископия удерживала долгое время еще и название Борисоглебской, как сказано в летописи «ради одержания града Мурома святому князю Глебу». Впоследствии Муромские земли отошли к Владимирской епархии.

В тяжелые времена свт. Василий был послан Промыслом Божиим во укрепление и утешение своей богоданной пастве рязанской. То было время скорбей, время тяжкого ига монголотатарского и непрестанных опустошительных набегов степных племен на Русскую землю.

В 1288 году на полях рязанских, прежде опустошенных Батыем, явился новый тиран – воин Элортай, сын Тимур-Хозерова. Он опустошил Мордовскую землю, Муром и Рязань. Тут окончательно погибла слава престольного града Рязани, и она уже не смогла подняться из руин и пепла. Древний, дивно красивый, богатый и узорчатый город, столица знаменитого великого княжества со всеми своими храмами и монастырями, исчез навсегда. От него остались лишь земляные валы, памятники укреплений его, древнее городище и село с названием Старая Рязань.

Но Промысел Божий назначил святителю Василию третий и последний удел его архипастырского служения и последующего блаженного упокоения – ПереяславльРязанский, нынешнюю Рязань. По церковному преданию, свт. Василий и сюда приплыл по Оке и Трубежу, на своей мантии, с тем же чудотворным образом Божией Матери Муромской, к церкви свв. Бориса и Глеба. Здесь святитель основал новую Рязанскую епископию, и Борисоглебская церковь с того времени до 1522 года являлась кафедральным собором. По церковному преданию это событие произошло в 1291 году.

Начиная со свт. Василия, воссоздается непрерывный ряд Рязанских архиереев, и все они уже имели кафедру не в Рязани (Старой), а в Переяславле-Рязанском. Вслед за свт. Василием разоренную старую столицу княжества покинули и князья. Ярослав Романович стал князем Пронским, а Феодор Романович прибыл в ПереяславльРязанский.

Здесь самоотверженное пастырское служение свт. Василия продолжалось несколько лет. Перенесенные им огорчения, труды и заботы, скорби и печали, при виде страждущей, под игом татар, паствы прервали многотрудную земную жизнь святителя, и 3/16 июля 1295 года великий угодник Божий, неутомимый ратник воинства Христова, печальник, молитвенник и чудотворец, святитель Рязанский Василий почил о Господе, и был погребен в Борисоглебском соборе ПереяславляРязанского.

Время не охладило благоговейного и усердного почитания святителя Василия в народе, ибо «праведники и во веки живут». Жители Рязанских и Муромских земель, зная святую жизнь своего архипастыря, прославленного еще при земной жизни славой чудотворца, с самой кончины стали почитать его как предстателя пред Престолом Господним. Сказание о свт. Василии Рязанском запечатлелось в памяти народной и передавалось из уст в уста, из рода в род.

В XVI веке Сказание, записанное протопопом Спасской дворцовой церкви Московского Кремля, Ермолаем (в иночестве Еразмом), было включено в собрание Житий Русских святых, – Великие ЧетьиМинеи, работу над которыми возглавлял митрополит Московский и всея Руси Макарий (1542 – 1563).

В смутное время на Руси в начале XVII в. Господу угодно было еще более прославить святителя Василия Рязанского. Более 300 лет святые мощи его почивали в земле, при Борисоглебском соборе, и вот, в царствование Василия Иоанновича Шуйского, они были обретены нетленными. Обретение и перенесение мощей святителя Василия предвозвещенное небесными знамениями, совершил архиепископ Рязанский Феодорит (1605 –1617). По открытии честные мощи его были с подобающей честью перенесены от Борисоглебского собора в Христорождественский (бывший тогда Успенским) собор Рязанского Кремля 10 июня 1609 года. В службе святителю Василию сказано: «Тогда исполнися град Переяславль радования духовнаго и стекошася вси живущии в нем, князи же и бояре, весь освященный собор, вси православные людии, благодати освещения сподобитися и исцеления недугом прияти желающе». Тогда же святителю были составлены тропарь и кондак. После обретения мощей еще более усилилось почитание свт. Василия во всех церквах Рязанской епархии. К нему прибегают, как к «присному заступнику своему, в скорби и напасти помощнику».

Мощи святителя были положены под спудом, на левом клиросе, возле иконостаса, где почивают и по сей день. Часть же святых мощей хранилась открыто, при его гробнице, для благоговейного почитания и лобызания, до момента разорения собора в советское время.

При архиепископе Моисее (1638 –1651), в 1638 году, над мощами свт. Василия было устроено каменное надгробие, а над ним помещена та самая икона Божией Матери «Муромская», с которой святитель на мантии по водам достиг Рязани. С того времени эта чудотворная икона получила и еще одно наименование – «Моление святаго Василия».

Особенное усердие в прославлении Рязанского первосвятителя проявил архиепископ Мисаил (1651 –1655). По его повелению в 1653 году была сделана надпись на большой серебряной водосвятной чаше: «Сия чаша в Переяславль Рязанский в соборную церковь Успения и святых страстотерпцев Бориса и Глеба и иже во святых отца нашего Василия епископа Рязанского чудотворца».

В 1655 году свт. Василий был изображен на серебряном кресте вместе со святым Иоанном Предтечей и святителем Ионою, митрополитом Московским.

При позднейших перестройках и обновлениях Борисоглебского собора место первого упокоения свт. Василия оказалось вне стен храма. Но во все времена верующие люди почитали и поклонялись сему святому месту. И ныне здесь стоит памятный знак с иконою свт. Василия.

В 1712 году при митрополите Стефане Яворском над местом первоначального погребения свт. Василия, у Борисоглебской церкви, была устроена каменная часовня усердием подьячего Никиты Алтухова.

В 1722 –1723 гг. Святейшим Синодом было назначено формальное расследование о свт. Василии. Иеродиакон Рязанского Спасского монастыря Феодосий, назначенный расследователем, все собранные материалы предоставил в Святейший Синод, однако дело дошло и до Государя. Следствие полностью подтвердило его святость, праведность и всенародное почитание. После этого свт. Василий был изображен на иконе вместе с другими русскими святыми.

Епископ Рязанский Димитрий (Сеченов, 1752 – 1757) составил службу святителю Василию, «взявши во внимание прежде написанный тропарь, кондак и канон». При нем же над мощами свт. Василия была сделана новая гробница наподобие раки с иконою святителя. В 1782 г. рака над мощами свт. Василия была великолепно украшена архиепископом Рязанским и Зарайским Симоном (Лаговым, 1778 –1804).

В 1810 году при архиепископе Рязанском и Зарайским Феофилакте (Русанове, 1809 –1817) последовал Указ Святейшего Синода о праздновании памяти свт. Василия в Неделю всех святых.

4 октября 1836 года был торжественно открыт новый памятник на месте первоначального погребения и обретения честных мощей святителя Василия, воздвигнутый усердием ктитора Борисоглебского собора Симеона Панова.

В 1871 году архиепископ Алексий (Ржаницын, 1867 –1876) первый раз отслужил Божественную литургию в Борисоглебском соборе, в день блаженной кончины святителя Василия, 3 июля, положив начало совершению ему второй памяти.

При архиепископе Палладии (Раеве, 1876 –1882) Указом Святейшего Синода, в 1881 году были утверждены дни празднования памяти святителя Василия: 10 июня – в день обретения и перенесения его святых мощей и 3 июля – в день блаженной кончины.

В 1909 году при епископе Рязанском Никодиме (Бокове, 1906 –1911) было решено, к 300летию обретения честных мощей святителя Василия, произвести второе их обретение поднятием изпод спуда. В присутствии специальной комиссии были начаты работы по вскрытию склепа. Однако уже при поднятии плит пола работающие и присутствующие обратили внимание на то, что плиты не поддаются, и простая в общемто работа была выполнена с большим трудом. Когда же вскрыли часть пола, изпод него пошла вода, и место вскрытия залило так, что продолжать работы не было никакой возможности. Затем сквозь воду выступил столп огня. Всех присутствующих охватил страх и благоговейный трепет. Тут уже все поняли, что нет воли Божией и самого святителя Василия на второе обретение его святых мощей. Работы были прекращены и все было восстановлено как прежде. Затем было послано сообщение в Святейший Синод о происшедшем. Спустя некоторое время пришел ответ с решением Синода о том, чтобы поднятие честных мощей святителя Василия не производить. В смутном 1609 году святитель Василий не оставил своих честных мощей для открытого почитания и изволил им почивать под спудом. В 1909 году, в преддверии более страшной смуты и погибели Святой Руси, угодник Божий также изволил оставить святые цельбоносные мощи свои под спудом.

Закончив свое земное архипастырское служение, святитель Василий продолжает молитвенное служение Церкви Божией, пред Престолом Господним, в лике Святых Русской Православной Церкви. Более 700 лет является он заступником и покровителем Богоспасаемых рязанских земель и своей рязанской паствы, подавая с верою к нему приходящим помощь, утешение и исцеление в скорбях, печалях и болезнях. Кроме того, святитель Василий простирает молитвенно «руце свои ко Господу», моля Его о нас, грешных, в самые тяжелые времена для нашего Отечества. Еще при жизни святитель отдал все свои духовные и физические силы, чтобы в разоренной варварским нашествием стране не угасли вера в истинного Бога, во Святой Троице единого, надежда на милость Его к страждущим и взывающим к Нему, любовь к своему Православному Отечеству и друг другу. Обретение мощей и прославление святителя в смутном 1609 году, когда Русь фактически была в руках иноземцев, вдохновило рязанцев на защиту своих святынь.

Свидетельством тому является самоотверженный подвиг Рязанского народного ополчения Прокопия Петровича Ляпунова при спасении Святого Православия и Русского государства в той смуте. Рязанцы одними из первых откликнулись на патриотические призывы патриарха Ермогена к борьбе с иноземцами и выступили на спасение Москвы. Впоследствии, при избрании Михаила Феодоровича Романова на царский престол, посольство к нему возглавил Рязанский архиепископ Феодорит (1605 –1617), который совершил обретение мощей и прославление святителя Василия.

В 1618 году отряд запорожцев, из войск Сагайдачного, под предводительством Дорошенки, разорив много посадов в Рязанских землях, подошел к самой Рязани. Но Милостью Божией, молитвами рязанцев пред чудотворным образом Богородицы, именуемой «Феодотьевская», помощью святых страстотерпцев Бориса и Глеба и молитвами святителя Василия, епископа Рязанского, во время приступа многие из врагов были побиты, а остальные ни с чем отступили от Рязани. Надо заметить, что со времени обретения честных мощей святителя Василия, ни разу, нога врага не ступала на землю богоспасаемого града Рязани.

В Отечественную войну 1941 –1945 гг. святитель Василий также неоднократно являл свое заступничество городу Рязани. Вот свидетельство ныне здравствующего священноархимандрита Авеля (Македонова).

Во время последней войны в Рязани были расквартированы части Сибирского полка. Немцы уже вторглись в пределы Рязанской области. Рязань подвергалась частым бомбардировкам. В те годы в Рязанском кремле, под Успенским собором, был устроен склад боеприпасов, находившийся под охраной бойцов Сибирского полка. Немецкая разведка была об этом осведомлена, и начались бомбардировки Кремля. По рассказам самих воинов охраны склада, они были свидетелями чудесного спасения соборов Кремля, так как ни одна бомба не попала на его территорию, хотя более заметной цели в городе не было. Все выяснилось, когда часовые стали замечать, что по ночам на кремлевском валу появляется и незаметно исчезает некий старец, который благословляет город двумя руками, как то подобает делать архиереям. Часовые пытались выследить его, но безуспешно. Явление старца объяснилось несколько позже. Когда немцы захватили Михайлов, в Рязани была объявлена мобилизация. Вторжения их в Рязань ждали на следующий день, так как Михайлов находится всего в 60 км от Рязани. Узнав об этом православные собрались в Скорбященской церкви и возносили усердные молитвы к Богу о спасении Отечества от неприятеля. И вдруг во время богослужения в храм вбежала очень взволнованная женщина и произнесла: «Православные, мне было видение: святитель Василий сказал, что наш город будет спасен от фашистов». Потом она со слезами припала к иконе святителя Василия, а служивший тогда протоиерей Борис (Скворцов) совершил молебен. Конечно, не все верующие восприняли это серьезно, да и опасность была слишком реальна. Стоит сказать, что некоторые части советских войск дислоцированные под Рязанью уже получили приказ об отступлении. Но, по чудесному Промыслу Божиему, молитвами свт. Василия, отступать пришлось немцам.

И в настоящее время святитель Василий особенно почитается на Рязанской земле. В каждом храме Рязанской епархии имеется его чтимая икона.

Все это свидетельствует о том, как дорого сердцу верующего человека имя Рязанского святителя Василия. Чем дальше идет время, тем ярче проступает перед нами его истинно христианский образ, озаренный лучами святости.

За более чем 700 лет после преставления святителя, по его молитвам, от цельбоносных святых мощей его получили исцеление множество людей, с истинной и крепкой верой к ним приходящих. Самые первые источники только упоминают об исцелениях от честных мощей святителя, а вот более поздние и близкие по времени к нам сохранили и имена исцеленных от недугов.

Так в сороковых годах XIX века по молитвам свт. Василия совершилось исцеление крестьянина села Благих Раненбургского уезда Порфирия Никитича Капенкина. Вследствие судорог в руках и ногах он был лишен возможности двигаться и мог только ползать, но с трудом, опираясь руками о землю, и немного подниматься при помощи костылей. Спина его была искривлена, и крестьянин представлял собой согбенную, скорченную фигуру. Этим недугом он страдал 15 лет. Ноги и руки у него казались высохшими, и сам он был похож на скелет. Для того, чтобы исцелиться, он просил отвезти его в Воронеж к мощам свт. Митрофана Воронежского, однако после этой поездки он не стал чувствовать себя лучше.

Спустя некоторое время ему видится необыкновенный сон. Он стоит один в Христорождественском кафедральном соборе г. Рязани, где почивают под спудом мощи свт. Василия Рязанского. Освящение в соборе – полное и торжественное. Царские врата отверсты. В алтаре на Горнем месте он видит Пресвятую Богородицу. Царица Небесная сошла с Горнего места, прошла Царскими вратами и приблизившись к нему сказала: «Порфирий, хочешь ли быть здоровым?» Он ответил: «Исцели меня от тяжкой болезни или пошли мне смерть, Пресвятая Владычице». Она же ответила: «Ты грешишь, прося себе смерти, Порфирий. Тебе с твоей болезнью поможет угодник Божий, почивающий в сем храме. Проси его и он исцелит тебя». Сказав это, Матерь Божия вошла в алтарь и скрылась на Горнем месте. Тотчас же оттуда вышел на амвон старец в клобуке, мантии и епитрахили и спросил: «Порфирий, ты желаешь быть исцеленным от своей болезни?» Больной отвечал: «Святитель отче Николае, избави мя от лютой болезни, она измучила меня». Говорившего с ним старца больной не знал. Он полагал, что это Николай Чудотворец, к которому он часто обращался в своих молитвах. «Нет, – ответил старец, – я не Николай Чудотворец, а епископ Рязанский Василий, приплывший в Рязань из Мурома на мантии. Заступлением Божией Матери и моим ходатайством пред Престолом Всевышнего, ты будешь здоров». После этого, по словам больного, святитель Василий наклонился над ним и положив ему на голову епитрахиль, стал невидимым.

Проснувшись среди глубокой ночи от этого сна, Порфирий стал искать руками свои костыли, чтобы при помощи их приподняться. Изумленный, он заметил, что руки его опять обрели подвижность. Волнение еще более охватило его, и он, опираясь на локти, встал на ноги, а затем сделал несколько нетвердых шагов по комнате. Из груди его вырвался радостный крик, от которого проснулась вся его семья. Когда зажгли огонь, то все с удивлением увидели, что больной, которого они раньше с трудом укладывали, имеет возможность передвигаться и владеть руками и ногами.

Неоднократно он просил отвезти его в Рязань к мощам святителя Василия, но поездка каждый раз откладывалась и к Порфирию стала опять возвращаться его болезнь. Измученный своим недугом, он решил ползком добраться до Рязани. Однажды, когда все еще спали, он выполз из дома и направился в путь, чтобы исполнить задуманное. К счастью сельский староста в этот момент ехал в Москву через Рязань и взял с собой Порфирия. Прибыв в Рязань, больной долго искал дорогу к кафедральному собору. К вечеру следующего дня он добрался до него, однако собор к тому времени был уже закрыт. Порфирий переночевал на паперти, а утром, по окончании Божественной литургии, просил отслужить молебен святителю Василию у раки его святых мощей. После молебна, приложившись к мощам святителя, он почувствовал себя окончательно здоровым. Ноги его окрепли и он мог обходиться без костылей.

7 апреля 1897 года, к концу вечерни в Христорождественском соборе, больная девица 17 лет Вера Иларионовна Карандашева из села Григорьевского Зарайского уезда. Она была подвержена приступам сильной тоски. Иногда впадала в бессознательное состояние и в таком состоянии говорила бессвязные, странные, несвойственные ей речи. После совершения молебна с акафистом святому Василию, епископу Рязанскому, пред ракой его святых мощей, она получила исцеление от своей болезни.

В 1897 и в 1901 годах, соответственно, были исцелены от чахотки брат и сестра, крестьяне села Григорьевского Зарайского уезда, Максим Потапов и Наталия Григорьева. После совершения молебна с водоосвящением свт. Василию, они взяли святой воды и масло из лампады над ракой святителя. Используя все это в лечении, полностью исцелились, хотя врачи уже не брались за их лечение.

2 февраля 1893 года в Христорождественском соборе произошло исцеление 2летнего сына скопинской мещанки Елены Михайловны Филипповой. Сын ее родился слабым и больным, ноги его были вялы, безжизненны, так что он не мог двигать ими в возрасте двух лет. Весь он был расслабленным. После того как ребенок причастился Святых Христовых Таин, мать приложила его к раке мощей свт. Василия, и в тот же день, к вечеру, ребенок стал становиться на ноги.

19 сентября 1898 года села Букрино Пронского уезда Андрей Степанович Терехов, страдавший сильным жаром и удушливым кашлем, был полностью исцелен молитвами свт. Василия. После совершения молебна святителю, Андрей Терехов испил святой воды, хранящейся при мощах, и получил исцеление.

8 января 1902 года утром в Христорождественском соборе при раке мощей свт. Василия, епископа Рязанского, по его молитвам и ходатайству, совершилось знамение милости Божией, выразившееся в исцелении больного городового г. Спасска Ефима Иванова от опухоли под языком, которая все увеличивалась и не давала есть и говорить. Проведенная дважды операция не дала никакого результата. И только усердная молитва свт. Василию спасла отчаявшегося человека.

Здесь были приведены лишь несколько примеров из бесчисленного множества случаев чудесной помощи по молитвам святителя Василия Рязанского, зарегистрированных ключарем Христорождественского собора протоиереем Михаилом Лебедевым до 1917 года и изданных отдельной книгой в Рязанской типографии братства свт. Василия – «Чудесные исцеления по молитвам святого угодника Божия Василия, епископа Рязанского чудотворца».

Время гонений на Православную Церковь в России, не миновало и Христорождественский собор. В 1929 году он был передан под хранилища Государственного архива Рязанской области. Внутренний интерьер собора был разграблен, церковная утварь изъята, иконостас, облачения, киоты и многие иконы были уничтожены, а наиболее ценные из них помещены в запасники Рязанских художественного и краеведческого музеев, где и поныне томятся в музейном заточении.

Милость Божия в очередной раз посетила Рязань в 2002 году, когда на основании достигнутой договоренности между Рязанской епархией и Министерством культуры России, было заключено соглашение о совместном использовании Христорождественского собора Рязанской епархией и музеемзаповедником. Ему вновь был придан статус кафедрального. В короткий срок собор был освобожден от фондов Рязанского областного архива и подготовлен к совершению богослужений.

30 июня 2002 года во время второго визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Рязань вновь был совершен чин великого освящения Христорождественского кафедрального собора. Его Святейшеству сослужили: Митрополит Рязанский и Касимовский Симон (Новиков), архиепископ Тамбовский и Мичуринский Евгений (Ждан), архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов), епископ Шацкий Иосиф (Македонов), епископ Дмитровский Александр (Агриков) и епископ СергиевоПосадский Феогност (Гузиков), а также собор рязанского духовенства при стечении большого количества верующих.

По окончании чина великого освящения, Божественной литургии и молебна святителю Василию Рязанскому, Святейший Патриарх Алексий передал в дар Христорождественскому собору евхаристические сосуды с надписью: «Дар Христорождественскому собору Рязанского Кремля в память о Нашем освящении его и служении Божественной литургии в дни второго визита в Рязанскую епархию 28 июня – 1 июля 2002 года. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси».

С момента освящения, богослужения в Христорождественском кафедральном соборе совершаются ежедневно. Каждый день в 12 00 соборное духовенство служит молебен с акафистом святителю Василию, а также в пятницу вечером по окончании вечернего богослужения соборно совершается молебное пение святителю с акафистом.

В советские годы, когда собор был закрыт, никто не регистрировал случаи благодатной помощи свт. Василия, но тысячи рязанцев в самые тяжелые моменты своей жизни знали, что он всегда заступает и молитвенно хранит наш богохранимый город и все земли Рязанские. Многие из них приходили к стенам Христорождественского собора и по вере своей получали утешение и исцеление душевных ран и телесных недугов.

Боголюбивому читателю следует пояснить историю о частице мощей святителя Василия, находящейся в настоящее время в Христорождественском соборе.

В 1609 году, после обретения и перенесения мощей святителя в Христорождественский собор (бывший тогда Успенским), при погребении их в склеп под спудом, была оставлена часть мощей для благоговейного почитания и поклонения верующих. Эта часть святых мощей хранилась под сенью над местом погребения святителя в специальном серебрянопозолоченном ковчеге. В 1929 году, когда собор был закрыт и предан разорению, этот ковчег был спасен, тайно сокрыт верующими и хранился передаваясь из поколения в поколение. В конце концов он был передан архиепископу Рязанскому и Касимовскому Филарету (Лебедеву), который в 1951 году был назначен на Рижскую кафедру. Впоследствии эта часть мощей святителя была передана им, нашему земляку, будущему митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму (Ротову). Владыка Никодим в свою очередь передал эту великую рязанскую святыню священноархимандриту Авелю (Македонову). Накануне освящения Христорождественского собора Святейшим Патриархом Алексием II, в июне 2002 года, Преосвященный Иосиф (Македонов), епископ Шацкий и священноархимандрит Авель доставили в Христорождественский собор вновь изготовленную раку, в которую была вложена частица мощей святителя Василия Рязанского чудотворца.

И в наше время святитель Василий, являясь небесным покровителем Рязанской земли, продолжает оказывать помощь всем, кто с верою и усердной молитвой к нему обращается и притекает в Христорождественский кафедральный собор к раке с частицею его святых мощей.

Тропарь святителю Василию Рязанскому, глас 4:

Первее в Муроме святительством почтен был еси,/ из негоже неправедно изгоняем,/ на мантию яко на легкий корабль возшел еси,/ на нейже паче естества яко бесплотен по водам шествие творя,/ промышлением Вышняго и заступлением Богоматере управляем,/ богоспасаемого града Рязани достигл еси,/ и в нем архиерейства престол восприим,/ Богоданную паству Рязанскую добре упасл еси,/ святителю отче наш Василие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак глас 8:

Яко многосветлая звезда от Мурома возсиял еси, святителю Василие,/ по водам же дошед до града нашего Рязани,/ церковь Божию добре упасл еси,/ просвещая люди учением и житием твоим./ Поминай и ныне чада твоя, молим тя, наставниче наш добрый/, и за ны Христу Богу и Пречистей Его Матери молися,/ да благодарною душею зовем ти://радуйся, угодниче Христов и теплый к Богу о нас молитвенниче.

Величание:

Величаем тя/, святителю отче наш Василие/, и чтим святую память твою/, ты бо молиши за нас//, Христа Бога нашего.


 

Hosted by uCoz